Велосипедный поход Лахти – Выборг

Lahti – Kouvola – Lappeenranta – Выборг

Михаил Уланов, mulanov@gmail·com

30 августа – 1 сентября 2008 г.

Краткий отчёт о велопоходе по маршруту Lahti – Kouvola – Lappeenranta – Выборг.

Всего пройдено 325 км за три с небольшим дня. Это мой первый одиночный поход по Финляндии.

Общая схема похода такова: до Лахти мы с мамой на шопперском «водочном» автобусе, там занимаемся шоппингом, мама возвращается на автобусе домой, а я еду на велосипеде до Лаппеенранты и далее до Выборга. Также была возможность в Лаппеенранте встретить подругу Сашу с друзьями, которые неожиданно для меня в это же время решили прокатиться на велосипедах по Финляндии.

30 августа. Суббота.

День 1. Lahti – Jaala – Kouvola

До Лахти доехали на шопперском автобусе. Стоимость проезда 1000 рублей туда и обратно. Скидок за поездку «только туда» не предусмотрено. Автобус отправился в 22:50 от Октябрьской и прибыл в Лахти около половины пятого утра по финскому времени. На заправке рядом с магазином ABC автобус ждал до шести утра — до открытия этого ABC. Поспать так и не удалось. В ABC ничего интересного не было, и к семи утра автобус приехал в центр Лахти к Евромаркету. Погуляли по Лахти, посмотрели стадион, прошлись по магазинам. Бюро туристической информации по субботам закрыто. В 14:00 мы с мамой расстались. Она осталась дожидаться отправления автобуса, а я двинулся в путь.

Лахтинский стадион
[N60.9825, E25.6363]
[N60.9834, E25.6362]
Велодорожка. Обратите внимание на латунный велосипед в тротуарной плитке
[N60.9824, E25.6622]

Задача-максимум на сегодня — доехать до кемпинга в Kouvola. Если не удастся, то придётся заночевать где-нибудь в лесу. Из Lahti выехал в час дня на северо-восток по дороге 14085 (национальный веломаршрут №5) в сторону Vierumäki. После бессонной ночи едется тяжело — хочется спать. Думаю, что до Коуволы сегодня не доехать, начинаю присматривать места для стоянки в лесу. В районе Makela встретил отходящую на восток хорошую дорожку (14103) на Ruuhijärvi и решил поехать в Vuolenkoski по ней через Ruuhijärvi, а не через Vierumäki, как планировал раньше. Скоро дорожка стала грунтовой, местами со "стиральной доской", так что выигрыш в расстоянии оказался сомнительным. Хочется горячей еды, но магазинов и кафе по дороге нет. Места довольно безлюдные, хутора встречаются редко. В Ruuhijärvi выехал на асфальтированную дорогу 3134 и поехал по ней на северо-восток. Встретил знак с буквой i, указывающий на информационный пункт, который оказался не более чем обычной доской объявлений. Всё на финском языке, ничего не понятно.

В Vuolenkoski увидел долгожданную надпись Kahvila (кафе).

[N61.0787, E26.1266]

Кафе оказалось объединённым с сувенирным магазином и пунктом туристической информации, который, конечно же, сегодня закрыт. Поел горячей мясной еды и выпил горячего какао. Продавцы в кафе очень приветливые, но по-английски говорят плохо. Пока я ел, продавщица куда-то сбегала и принесла мне буклеты с информацией по региону Kouvola и City-Opas с бесплатной картой окрестностей. После еды посидел на лавочке около кафе, отдохнул, поизучал карту. Силы ко мне вернулись, и кемпинг в Коуволе уже перестал казаться совершенно недостижимой целью.

По дороге 363 поехал на восток в сторону Jaala. Встретил интересное гидротехническое сооружение — канал Kimolan Kanava со шлюзом для сплава леса. Очевидно, брёвна с верхнего уровня шлюза захватываются когтистыми лапами-захватами, сбрасываются на нижний уровень и далее уплывают в туннель под автомобильной дорогой. Сооружение находится в заброшенном состоянии, но всё равно впечатляет. В лесу около канала можно запросто остановиться на ночлег, хотя вода в канале грязная.

[N61.0698, E26.2729]
[N61.0699, E26.2729]
[N61.0699, E26.2729]
[N61.0698, E26.2729]

Jaala — довольно большой посёлок. Есть магазин S-market, в котором принимают пластиковые карты. Купил яблок и шоколадку с лакрицей.

Церковь в Jaala
[N61.0490, E26.4892]

По шоссе 46 поехал в Коуволу в надежде успеть в кемпинг. Встретил велотуриста с большим рюкзаком-штанами. Но так как мы ехали по противоположным сторонам оживлённого шоссе, поговорить не получилось — просто помахали друг другу рукой.

Увидел около дороги указатель, что налево в Verla есть объект всемирного наследия, охраняемый ЮНЕСКО. Несмотря на риск опоздать в кемпинг, решил съездить посмотреть. Дорога 369 пересекла живописную речку с очень чистой водой.

[N61.0435, E26.5599]
[N61.0481, E26.6149]
[N61.0477, E26.5809]

Около речки в лесу, похоже, расположены домики-конуры для рыбаков. Возможно, если вдоль речки пройти подальше от дороги, можно найти отличное место для ночёвки. Объектом всемирного наследия оказалась большая водяная мельница 19-го века. Музей был уже закрыт, но удалось прогуляться между мельничными постройками.

[N61.0628, E26.6389]
[N61.0628, E26.6395]
[N61.0632, E26.6398]
[N61.0622, E26.6400]

Вернулся к дороге 369, пересёк её и поехал дальше по грунтовке под названием Pyörylantie, которое я для себя перевёл как велосипедная дорога, но оказалось что это просто дорога, ведущая к поселению с названием Pyörylä. В этом поселении впервые я встретил в Финляндии собаку без поводка, которая меня облаяла. Но сразу вышла хозяйка, сказала собаке что-то по-фински, и та заткнулась. Не сразу сориентировавшись в сельских дорожках, я выехал обратно на трассу 46 и быстрым темпом поехал в сторону Kouvola. Я не стал пользоваться советами велосипедной карты и съезжать с трассы на грунтовки, так как торопился, а грунтовки показались мне довольно погаными.

В Коуволу я заезжать не стал, так как кемпинг Tykkimäki расположен в непосредственной близости от 46-й трассы, а сам город Коувола в пяти километрах к западу. Решил съездить в Коуволу на экскурсию завтра утром.

Успешно поселился в кемпинг. За палатку с одним жильцом взяли 12 евро. Сегодня кемпинг работает последнюю ночь, завтра в 15 часов всё закрывается. В кемпинге довольно много караванов, но палатка — только одна моя. И ещё одна семья в конуре на машине. На полянке, прямо рядом с моей палаткой, растут грибы.

[N60.8884, E26.7744]

Территория кемпинга довольно маленькая, и в сезон здесь должно быть довольно тесно. Помылся, сварил на кухне суп из пакета, поужинал им и привезённой с собой колбасой с сыром. Уполовинил шоколадку с лакрицей. Ночью было очень холодно спать. Все-таки однослойная палатка не предназначена для таких холодов — было около пяти градусов. Кроме того, мой спальник, похоже, испортился от длительного хранения в сплющенном состоянии и стал совсем холодным.

За день пройдено 110,7 км, из них 11.5 км — езда по Лахти.

31 августа. Воскресенье.

День 2. Kouvola – Lappeenranta

Проснулся, съел суп из пакета, рыбную консерву и шоколадку. Прособирался довольно долго — выехал из кемпинга в 11 утра. Прокатился в город Коувола. Город мне понравился — небольшой и приятный. При этом в городе огромная товарная железнодорожная станция, в основном забитая грязными российскими цистернами с нефтепродуктами. Бюро туристической информации, конечно же, закрыто.

[N60.8684, E26.7006]
[N60.8609, E26.7059]
[N60.8701, E26.7564]

Покатавшись по Коуволе, вернулся обратно к шоссе номер 6 и вдоль него по велодорожке поехал на восток. По пути встречал много растущих грибов. При подъезде к Utti заметил слева в лесу остатки крепости и заехал посмотреть на неё. Крепость сейчас представляет собой большую поляну в лесу, вокруг которой сохранились основания крепостных стен. Далее я не поехал вдоль трассы №6, а, воспользовавшись рекомендацией велокарты, свернул на юг в Utti и объехал аэродром по грунтовке через Metso. Грунтовка довольно хорошая, идёт по дикому лесу, пригодному для ночлега, хотя водоёмов не видно. Вернувшись на трассу номер 6, я не обнаружил на ней велодорожки. Пришлось ехать по шоссе. Едется довольно спокойно. Широкая асфальтированная обочина. В районе Kaipiainen свернул с трассы и проехал через посёлок. В Kaipiainen есть магазин S-Ympäristö, в котором я купил пачку вкусного малинового сока (в магазине принимают пластиковые карты).

Не сообразил свернуть на рекомендованную велокартой грунтовку с южной стороны железной дороги и снова выехал на трассу. Километров через 15 ехать по трассе мне надоело, и я перебрался через железную дорогу на грунтовку. Хотел где-нибудь остановиться перекусить, но пейзажи лесоповала не вдохновляли на привал. Только свернув в Kaitjärvi на юг, передохнул в лесу. Перекусил подогретыми на горелке рыбными консервами, остатками колбасы и яблоками. Опять выехал на трассу и покрутил до Luumäki. В Luumäki свернул в посёлок по велодорожкам. Посёлок большой. Есть несколько больших магазинов и кафе. Далее опять по трассе до Jurvala.

В Jurvala был выбор — либо ехать прямо до Лапеенранты 22 км, либо кругом через Lemi по велосипедному маршруту номер 6. Хотя я уже устал, решил, что ехать по прямому шоссе слишком неинтересно, поэтому поехал в сторону Lemi по дорогам 14749 и 14750. Дорога до Lemi оказалась не особенно увлекательной. На карте она красиво виляет вокруг озёр, но на самом деле к воде она выходит довольно редко, а в местах выхода к воде, как правило, кто-то живёт. Машин на дороге очень мало, асфальт отличный, довольно серьёзный рельеф. Наверное, хорошо по такой дорожке прокатиться налегке, но я был с грузом и уже уставший, поэтому в некоторые горки даже решал забираться пешком. Начало болеть левое колено — не привык я к таким нагрузкам.

Заметил в лесу заросли брусники. Забрался в лес и очень хорошо наелся ягод. Я никогда до этого не видел и не ел бруснику в таких количествах.

[N60.9812, E27.7251]
[N60.9964, E27.6732]
[N60.9964, E27.6732]

Вскоре слева от дороги увидел биатлонный стадион Kotalahti. Заехал на него посмотреть, как всё устроено. Забрался на стойку с мишенями, понял, как работает мишень, как выбирается размер мишени, как сбрасываются мишени в исходную позицию. Вся система реализована довольно просто — на верёвках и шнурках. Пошёл дождик — я переждал его на стойке с мишенями — там есть крыша. Дождик кончился, и я поехал дальше.

[N61.0171, E27.6570]
[N61.0176, E27.6569]

Встретил интересные лесозаготовки. Огромные кучи выкорчеванных пней, сложенных в виде высоких стен, видимо, для удобной погрузки на машину. К одному из пней приколота бумажка с выгоревшей на солнце надписью. Подобные бумажки я видел и на всех кучах брёвен или дров, которые встречались в хуторах.

[N61.0195, E27.6590]

Недалеко от Peräkylä увидел ещё одно сельское кафе, заехал в него, выпил чашечку какао. Продавщица по-английски совсем не говорит. Какао тоже стоит 1.2 евро, но чашечка меньше, чем обычно. При кафе есть пункт доступа в Интернет. За компом иногда сидели местные люди, но у меня в Интернете нужды не было, поэтому пользоваться им не стал.

В Lemi свернул направо по дороге 380. Стало темнеть, пришлось включать фару. Дорога 380 вывела на трассу 13, по велодорожке вдоль которой я приехал в Lappeenranta. Кемпинг удалось найти не сразу, пришлось покружить по берегу, пока не спросил дорогу у местных жителей.

Поселился в кемпинге, однако здесь оказалось довольно дорого — 16 евро. Узнал на ресепшене, остановилась ли здесь Саша с друзьями. Оказалось, что действительно они здесь в домике №30. Палатку ставить неудобно, так как полянка для установки палаток негоризонтальна с довольно большим уклоном. С Сашей и товарищами встретиться так и не удалось, так как в домике их не было — куда-то уехали.

За день пройдено 127,2 км.

1 сентября. Понедельник.

День 3. Lappeenranta — Выборг

Утром встретились с Сашей и друзьями. Поболтали, но решили дальше ехать порознь, так как они планировали сегодня вернуться домой (завтра на работу), а я думал остаться в Финляндии ещё на ночь, переночевав где-нибудь рядом с границей.

Я покатался по городу, посетил крепость, случайно заехал на территорию военного училища.

Поехал за покупками в магазин Biltema, и встретил там Сашину компанию. Мы накупили много всяких полезных вещей для велосипедов и всё-таки решили ехать дальше вместе.

[N61.0404, E28.2209]

В EuroMarket купили продуктов, переждали сильный дождь и поехали в сторону Сайменского канала. Пересекли канал по шлюзу Mustola и поехали по грунтовке вдоль восточного берега канала.

[N61.0209, E28.4412]
[N61.0194, E28.4439]
[N60.9938, E28.4924]

Около Suikki пересекли старое русло канала при помощи велосипедного парома. Паром приводится в действие мускульной силой пассажиров.

[N60.9785, E28.5125]
[N60.9786, E28.5124]
[N60.9786, E28.5124]

Согласно табличке, паром рассчитан на два человека с велосипедами. Нас было пятеро, и мы перебрались за два приёма.

Пересекли канал по высокому автомобильному мосту в посёлке Nuijamaa и поняли, что мы опоздаем на последнюю электричку из Выборга.

[N60.9653, E28.5323]
[N60.9651, E28.5344]

Границу прошли быстро, получили деньги в пункте выдачи TaxFree и поехали в сторону России по арендованной Финляндией территории вдоль Сайменского канала. Уже стемнело, и опять пошёл дождь. Хотя дорога идёт всё время вниз, ехать было очень некомфортно. Дорога узкая, и в темноте машины обгоняют страшно.

Выехав из зоны канала, остановились на ужин в кафе в зелёном домике справа от трассы. Здесь мы немного согрелись и наелись вкусного супа.

До Выборга доехали по грунтовым дорогам вдоль канала и мимо станции Пригородная. Первая электричка на Петербург отправляется в 4:40, так что у нас ещё было в запасе несколько часов. Мы покатались по городу (я впервые был в Выборге) и посидели в кафе на заправке Neste около вокзала.

В электричке пассажиров было очень мало, некоторым удалось даже немного поспать.

За день пройдено 90,7 км.

--- Михаил Уланов, mulanov@gmail·com

Hosted by uCoz