Велосипедный поход Лахти – Выборг
Lahti – Kouvola – Lappeenranta – Выборг
Михаил Уланов, mulanov@gmail·com
30 августа – 1 сентября 2008 г.
Краткий отчёт о велопоходе по маршруту Lahti – Kouvola – Lappeenranta – Выборг.
Всего пройдено 325 км за три с небольшим дня.
Это мой первый одиночный поход по Финляндии.
Общая схема похода такова: до Лахти мы с мамой на шопперском «водочном» автобусе, там занимаемся
шоппингом, мама возвращается на автобусе домой, а я еду на велосипеде до Лаппеенранты и далее до Выборга.
Также была возможность в Лаппеенранте встретить подругу Сашу
с друзьями, которые неожиданно для меня
в это же время решили прокатиться на велосипедах по Финляндии.
30 августа. Суббота.
День 1. Lahti – Jaala – Kouvola
До Лахти доехали на шопперском автобусе.
Стоимость проезда 1000 рублей туда и обратно.
Скидок за поездку «только туда» не предусмотрено.
Автобус отправился в 22:50 от Октябрьской и прибыл в Лахти
около половины пятого утра по финскому времени.
На заправке рядом с магазином ABC автобус ждал до шести утра — до открытия этого ABC.
Поспать так и не удалось.
В ABC ничего интересного не было, и к семи утра автобус приехал в центр Лахти к Евромаркету.
Погуляли по Лахти, посмотрели стадион, прошлись по магазинам.
Бюро туристической информации по субботам закрыто.
В 14:00 мы с мамой расстались.
Она осталась дожидаться отправления автобуса, а я двинулся в путь.
Задача-максимум на сегодня — доехать до кемпинга в Kouvola.
Если не удастся, то придётся заночевать где-нибудь в лесу.
Из Lahti выехал в час дня на северо-восток по дороге 14085
(национальный веломаршрут №5) в сторону Vierumäki.
После бессонной ночи едется тяжело — хочется спать.
Думаю, что до Коуволы сегодня не доехать,
начинаю присматривать места для стоянки в лесу.
В районе Makela встретил отходящую на восток хорошую
дорожку (14103) на Ruuhijärvi и решил поехать в Vuolenkoski по ней через Ruuhijärvi,
а не через Vierumäki, как планировал раньше.
Скоро дорожка стала грунтовой, местами со "стиральной доской",
так что выигрыш в расстоянии оказался сомнительным.
Хочется горячей еды, но магазинов и кафе по дороге нет.
Места довольно безлюдные, хутора встречаются редко.
В Ruuhijärvi выехал на асфальтированную дорогу 3134 и поехал по ней на северо-восток.
Встретил знак с буквой i, указывающий на информационный пункт, который оказался не более
чем обычной доской объявлений. Всё на финском языке, ничего не понятно.
В Vuolenkoski увидел долгожданную надпись Kahvila (кафе).
Кафе оказалось объединённым с сувенирным магазином и пунктом туристической информации,
который, конечно же, сегодня закрыт.
Поел горячей мясной еды и выпил горячего какао.
Продавцы в кафе очень приветливые, но по-английски говорят плохо.
Пока я ел, продавщица куда-то сбегала и принесла мне буклеты
с информацией по региону Kouvola
и City-Opas с бесплатной картой окрестностей.
После еды посидел на лавочке около кафе, отдохнул, поизучал карту.
Силы ко мне вернулись, и кемпинг в Коуволе уже перестал казаться совершенно
недостижимой целью.
По дороге 363 поехал на восток в сторону Jaala.
Встретил интересное гидротехническое сооружение — канал Kimolan Kanava
со шлюзом для сплава леса.
Очевидно, брёвна с верхнего уровня шлюза захватываются когтистыми лапами-захватами,
сбрасываются на нижний уровень и далее уплывают в туннель под автомобильной дорогой.
Сооружение находится в заброшенном состоянии, но всё равно впечатляет.
В лесу около канала можно запросто остановиться на ночлег, хотя вода в канале грязная.
Jaala — довольно большой посёлок.
Есть магазин S-market, в котором принимают пластиковые карты.
Купил яблок и шоколадку с лакрицей.
По шоссе 46 поехал в Коуволу в надежде успеть в кемпинг.
Встретил велотуриста с большим рюкзаком-штанами.
Но так как мы ехали по противоположным сторонам оживлённого шоссе,
поговорить не получилось — просто помахали друг другу рукой.
Увидел около дороги указатель, что налево в Verla есть объект всемирного наследия,
охраняемый ЮНЕСКО.
Несмотря на риск опоздать в кемпинг, решил съездить посмотреть.
Дорога 369 пересекла живописную речку с очень чистой водой.
Около речки в лесу, похоже, расположены домики-конуры для рыбаков.
Возможно, если вдоль речки пройти подальше от дороги,
можно найти отличное место для ночёвки.
Объектом всемирного наследия оказалась большая водяная мельница 19-го века.
Музей был уже закрыт, но удалось прогуляться между мельничными постройками.
Вернулся к дороге 369, пересёк её и поехал дальше по грунтовке под названием Pyörylantie,
которое я для себя перевёл как велосипедная дорога, но оказалось что это просто дорога,
ведущая к поселению с названием Pyörylä.
В этом поселении впервые я встретил в Финляндии собаку без поводка, которая меня облаяла.
Но сразу вышла хозяйка, сказала собаке что-то по-фински, и та заткнулась.
Не сразу сориентировавшись в сельских дорожках, я выехал обратно на трассу 46
и быстрым темпом поехал в сторону Kouvola.
Я не стал пользоваться советами велосипедной карты и съезжать с трассы на грунтовки,
так как торопился, а грунтовки показались мне довольно погаными.
В Коуволу я заезжать не стал, так как кемпинг Tykkimäki расположен в непосредственной
близости от 46-й трассы,
а сам город Коувола в пяти километрах к западу.
Решил съездить в Коуволу на экскурсию завтра утром.
Успешно поселился в кемпинг. За палатку с одним жильцом взяли 12 евро.
Сегодня кемпинг работает последнюю ночь, завтра в 15 часов всё закрывается.
В кемпинге довольно много караванов, но палатка — только одна моя.
И ещё одна семья в конуре на машине.
На полянке, прямо рядом с моей палаткой, растут грибы.
Территория кемпинга довольно маленькая, и в сезон здесь должно быть довольно тесно.
Помылся, сварил на кухне суп из пакета, поужинал им и привезённой с собой колбасой с сыром.
Уполовинил шоколадку с лакрицей.
Ночью было очень холодно спать.
Все-таки однослойная палатка не предназначена для таких холодов — было около пяти градусов.
Кроме того, мой спальник, похоже, испортился от длительного хранения в сплющенном состоянии
и стал совсем холодным.
За день пройдено 110,7 км, из них 11.5 км — езда по Лахти.
31 августа. Воскресенье.
День 2. Kouvola – Lappeenranta
Проснулся, съел суп из пакета, рыбную консерву и шоколадку.
Прособирался довольно долго — выехал из кемпинга в 11 утра.
Прокатился в город Коувола. Город мне понравился — небольшой и приятный.
При этом в городе огромная товарная железнодорожная станция,
в основном забитая грязными российскими цистернами с нефтепродуктами.
Бюро туристической информации, конечно же, закрыто.
Покатавшись по Коуволе, вернулся обратно к шоссе номер 6 и вдоль него по
велодорожке поехал на восток.
По пути встречал много растущих грибов.
При подъезде к Utti заметил слева в лесу остатки крепости и заехал посмотреть на неё.
Крепость сейчас представляет собой большую поляну в лесу, вокруг которой сохранились
основания крепостных стен.
Далее я не поехал вдоль трассы №6, а, воспользовавшись рекомендацией велокарты,
свернул на юг в Utti
и объехал аэродром по грунтовке через Metso.
Грунтовка довольно хорошая, идёт по дикому лесу, пригодному для ночлега,
хотя водоёмов не видно.
Вернувшись на трассу номер 6, я не обнаружил на ней велодорожки. Пришлось ехать по шоссе.
Едется довольно спокойно. Широкая асфальтированная обочина.
В районе Kaipiainen свернул с трассы и проехал через посёлок.
В Kaipiainen есть магазин S-Ympäristö, в котором я купил пачку вкусного малинового сока
(в магазине принимают пластиковые карты).
Не сообразил свернуть на рекомендованную велокартой грунтовку с южной стороны железной дороги
и снова выехал на трассу.
Километров через 15 ехать по трассе мне надоело, и я перебрался через железную дорогу на грунтовку.
Хотел где-нибудь остановиться перекусить, но пейзажи лесоповала не вдохновляли на привал.
Только свернув в Kaitjärvi на юг, передохнул в лесу.
Перекусил подогретыми на горелке рыбными консервами, остатками колбасы и яблоками.
Опять выехал на трассу и покрутил до Luumäki.
В Luumäki свернул в посёлок по велодорожкам. Посёлок большой.
Есть несколько больших магазинов и кафе.
Далее опять по трассе до Jurvala.
В Jurvala был выбор — либо ехать прямо до Лапеенранты 22 км,
либо кругом через Lemi по велосипедному маршруту номер 6.
Хотя я уже устал, решил, что ехать по прямому шоссе слишком неинтересно,
поэтому поехал в сторону Lemi по дорогам 14749 и 14750.
Дорога до Lemi оказалась не особенно увлекательной. На карте она красиво виляет вокруг озёр,
но на самом деле к воде она выходит довольно редко,
а в местах выхода к воде, как правило, кто-то живёт.
Машин на дороге очень мало, асфальт отличный, довольно серьёзный рельеф.
Наверное, хорошо по такой дорожке прокатиться налегке, но я был с грузом и уже уставший,
поэтому в некоторые горки даже решал забираться пешком.
Начало болеть левое колено — не привык я к таким нагрузкам.
Заметил в лесу заросли брусники.
Забрался в лес и очень хорошо наелся ягод.
Я никогда до этого не видел и не ел бруснику в таких количествах.
Вскоре слева от дороги увидел биатлонный стадион Kotalahti.
Заехал на него посмотреть, как всё устроено.
Забрался на стойку с мишенями, понял, как работает мишень, как выбирается размер мишени,
как сбрасываются мишени в исходную позицию.
Вся система реализована довольно просто — на верёвках и шнурках.
Пошёл дождик — я переждал его на стойке с мишенями — там есть крыша.
Дождик кончился, и я поехал дальше.
Встретил интересные лесозаготовки.
Огромные кучи выкорчеванных пней, сложенных в виде высоких стен, видимо,
для удобной погрузки на машину.
К одному из пней приколота бумажка с выгоревшей на солнце надписью.
Подобные бумажки я видел и на всех кучах брёвен или дров, которые встречались в хуторах.
Недалеко от Peräkylä увидел ещё одно сельское кафе, заехал в него, выпил чашечку какао.
Продавщица по-английски совсем не говорит.
Какао тоже стоит 1.2 евро, но чашечка меньше, чем обычно.
При кафе есть пункт доступа в Интернет.
За компом иногда сидели местные люди, но у меня в Интернете нужды не было,
поэтому пользоваться им не стал.
В Lemi свернул направо по дороге 380.
Стало темнеть, пришлось включать фару.
Дорога 380 вывела на трассу 13, по велодорожке вдоль которой я приехал в Lappeenranta.
Кемпинг удалось найти не сразу, пришлось покружить по берегу, пока не спросил дорогу у местных жителей.
Поселился в кемпинге, однако здесь оказалось довольно дорого — 16 евро.
Узнал на ресепшене, остановилась ли здесь Саша с друзьями.
Оказалось, что действительно они здесь в домике №30.
Палатку ставить неудобно, так как полянка для установки палаток негоризонтальна
с довольно большим уклоном.
С Сашей и товарищами встретиться так и не удалось, так как в домике их не было — куда-то уехали.
За день пройдено 127,2 км.
1 сентября. Понедельник.
День 3. Lappeenranta — Выборг
Утром встретились с Сашей и друзьями. Поболтали, но решили дальше ехать порознь, так как
они планировали сегодня вернуться домой (завтра на работу), а я думал остаться
в Финляндии ещё на ночь, переночевав где-нибудь рядом с границей.
Я покатался по городу, посетил крепость, случайно заехал на территорию военного училища.
Поехал за покупками в магазин Biltema, и встретил там Сашину компанию.
Мы накупили много всяких полезных вещей для велосипедов и всё-таки решили ехать дальше вместе.
В EuroMarket купили продуктов, переждали сильный дождь и поехали в сторону Сайменского канала.
Пересекли канал по шлюзу Mustola и поехали по грунтовке вдоль восточного берега канала.
Около Suikki пересекли старое русло канала при помощи велосипедного парома.
Паром приводится в действие мускульной силой пассажиров.
Согласно табличке, паром рассчитан на два человека с велосипедами.
Нас было пятеро, и мы перебрались за два приёма.
Пересекли канал по высокому автомобильному мосту в посёлке Nuijamaa и поняли,
что мы опоздаем на последнюю электричку из Выборга.
Границу прошли быстро, получили деньги в пункте выдачи TaxFree и поехали в сторону России
по арендованной Финляндией территории вдоль Сайменского канала.
Уже стемнело, и опять пошёл дождь.
Хотя дорога идёт всё время вниз, ехать было очень некомфортно.
Дорога узкая, и в темноте машины обгоняют страшно.
Выехав из зоны канала, остановились на ужин в кафе
в зелёном домике справа от трассы.
Здесь мы немного согрелись и наелись вкусного супа.
До Выборга доехали по грунтовым дорогам вдоль канала и мимо станции Пригородная.
Первая электричка на Петербург отправляется в 4:40,
так что у нас ещё было в запасе несколько часов.
Мы покатались по городу (я впервые был в Выборге) и посидели в кафе на заправке
Neste около вокзала.
В электричке пассажиров было очень мало, некоторым удалось даже немного поспать.
За день пройдено 90,7 км.
--- Михаил Уланов, mulanov@gmail·com