IsDos Graph v3.0

Скачать программу можно здесь: graph.zip

Программа graph.com предназначена для построения графиков математических функций.

После запуска программы Вы увидите первоначальное графическое окно размером во весь экран и окажетесь в главном меню.

Рассмотрим главное меню по пунктам.

Файл

Загрузить

При выборе этого пункта появится панель IS-DOS, перемещаясь по которой Вы можете выбрать файл для загрузки. Загружать можно картинки (файлы с расширением SCR) и функции (текстовые файлы с расширением TXT).

Сохранить

В появившемся меню Вам необходимо ответить, что именно Вы собрались записывать: функции или экран. Далее требуется указать путь и имя файла.

Если при записи файл с указанным именем уже существует на диске, Вам будет задан вопрос

Существует. Переписать (y/n)?

Если Вы в ответ нажмете [y], то новый файл будет записан на место старого.

При возникновении ошибок будет выведено сообщение ОШИБКА NN, где NN — стандартный IsDos-овский код ошибки.

Выход

Выход из программы.

Функции

Вы видите список имеющихся функций. Выбрав пункт <new> можно добавить новую функцию (в начале работы с программой существует лишь этот пункт). Когда курсор находится на одной из функций Вы можете нажать:

[ENTER] — редактирование функции;
[8] — удаление функции;
[пробел] — отметка функции (функции отмечаются слева галочкой).

Функция может быть записана одним из нижеперечисленных способов.

1. Просто выражение, например:

sin x + cos x

В этом случае строится график функции y(x) на всей области определения.

2. Запись функции состоит из выражения и области определения, отделенной от него запятой, например:

3+sin x, [–pi/2;pi/2]

Область определения записывается в виде промежутка, границы которого могут быть строгими (символы скобок "(" и ")", или "]" и "[") или нестрогими (символы скобок "[" и "]"). Например:

[–3;2] — отрезок от –3 до 2 включительно
[1;6) — интервал от 1 до 6, причем 1 включается, а 6 нет;
]–10;+9] — +9 включается, а –10 нет;

В качестве символа бесконечности рекомендуется использовать символ "&", например, запись (–&;+&) обозначает всю числовую ось.

Функции, заданные кусочно-аналитически можно записывать используя несколько ячеек меню FUNCTION, например функция y = 0, x<0; y = 2*x, 0 <= x < 1; y = x^2+1, x <= 1 запишется следующим образом:

0,(–&;0)
2*x,[0;1)
x^2+1,[1;+&)

Если Вы работаете в системе IsDos Chic, то для повышения скорости построения рекомендуется указывать область определения функции, даже когда она очевидна, например ln x,(0;+&). В IsDos Classic просто ln x тоже будет работать быстро.

Если во время построения нажать BREAK (CS/SPACE), то построение графика прервется, и начнет строится следующий график.

3. Функция, заданная в параметрическом виде, например:

x=5*cos t; y=3*sin t

В этом случае t — независимая переменная, начальное значение и приращение которой можно задать в меню CONST.

В приведенном примере на экране будет нарисован эллипс.

В этом режиме и далее рисование графика прерывается при нажатии любой клавиши.

4. Точка, например:

x=1; y=a

рисование точки с координатами (1,а)

5. График зависимости y(x), например

y=sin x

Строится график зависимости y(x). Приращение x берется из константы dt меню CONST.

6. График зависимости x(y), например

x = sin y

Аналогично предыдущему пункту, но график зависимости x(y).

7. Функция в полярных координатах, например:

R = a*cos(3*t)

R — длина радиус-вектора точки; t — угол, который образует радиус-вектор с осью OX. Начальное значение угла и его приращение устанавливаются в меню CONST.

В данном примере будет нарисована трехлепестковая роза.

Примечания к пунктам 3–7:

  1. Окончание рисования графика и переход к рисованию следующего происходит ТОЛЬКО при нажатии на любую клавишу.
  2. При рисовании в полярных координатах графиков периодических функций рекомендуется в меню ОКНО выключить режим ИНВЕРСИЯ.
  3. При необходимости нарисовать график не на всей области определения можно пойти на такую хитрость:
y=sin x /(x>1 and x<3)

В этом случае график будет нарисован только на промежутке от 1 до 3.

График

Функции — построение графиков отмеченных функций (функции отмечаются нажатием пробела в меню ФУНКЦИИ).

Весь экран — создание окна размером во весь экран.

Калькулятор — вычислитель выражений. Вы можете ввести любое доступное бейсику выражение и, нажав [ENTER], получите ответ.

Текст — появляется окно, в котором Вы можете ввести любой текст латинскими буквами. После нажатия ENTER Вы можете клавишами O,P,Q,A поместить этот текст в любое место экрана. Текст накладывается по принципу XOR независимо от режима ИНВЕРСИЯ.

Если Вы передумали помещать этот текст на экран, то нажмите [SS/A]. Вы окажетесь в окне с Вашим текстом. Нажав CapsShift/Space текст будет помещен на экран, но Вы окажетесь в окне с текстом. Используйте эту функцию, когда Вам необходимо сделать несколько похожих надписей. При помощи кнопки [пробел] можно изменить режим печати текста: горизонтальный (слева направо) или вертикальный (снизу вверх).

Интегрирование функций

Интегрирование функций происходит автоматически при построении функции, заданной в форме 2 (см. пункт основного меню ФУНКЦИИ). В качестве пределов интегрирования используются числа из записи области определения. Интегрируемый участок функции не должен выходить за пределы окна. Иначе за соответствующий предел интегрирования будет принят край окна. Результат интегрирования Вы увидите при выборе пункта меню КАЛЬКУЛЯТОР.

Окно

Меню работы с окнами.

ОЧИСТИТЬ ОКНО — очистка текущего окна и рисование осей координат.

СОЗДАТЬ ОКНО — создание окна. Движение окна осуществляется клавишами O,P,Q,A, изменение размеров — Caps Shift + O,P,Q,A. После задания окна действия аналогичны пунктам ЦВЕТ ОКНА, МАСШТАБ, ДВИГАТЬ. Последующие графики будут выводиться в созданное окно.

ЦВЕТ ОКНА — изменение цвета в окне осуществляется нажатием клавиш ENTER и SPACE. ENTER — увеличение номера цвета, пробел — уменьшение. Выход — пункт O.K.

МАСШТАБ — изменение масштаба. Появляется окно с изображением прямоугольника. Сторона прямоугольника — одно деление на осях координат. Число сверху — размер деления в единицах по оси Y, снизу — по оси X. Клавишами O,P,Q,A можно изменять размеры прямоугольника. Клавиши O,P,Q,A совместно с CapsShift — изменение масштаба в 10 раз. Нажатие пробела сделает масштабы по осям X и Y одинаковыми.

ДВИГАТЬ — перемещение начала координат. Перемещение осуществляется клавишами O,P,Q,A (влево, вправо, вверх, вниз). При нажатии O,P,Q,A совместно с CapsShift начало координат перемещается сразу на 10 пикселей. Нажатие пробела убирает или рисует цифры (без цифр движение происходит быстрее). Клавиша C установит начало координат в центр экрана.

ДЕЛЕНИЯ — при выключенном режиме (-) цифры и деления у осей координат не печатаются.

ИНВЕРСИЯ — при включенном режиме (v) графики будут накладываться на экран по принципу XOR, т.е. если точки не было, она рисуется; если была, то стирается. Это можно использовать при отладке картинки, т.к. повторное рисование того же графика вернет прежнюю картинку. При выключенном режиме (-) график рисуется поверх существующего изображения не удаляя точек.

ОЧИЩАТЬ — при включенном режиме (v) после изменения масштаба и после передвижения осей координат будет автоматически очищаться окно. При выключенном режиме очистки не происходит, что позволяет, например, рисовать графики в разных масштабах друг на друге.

ПОВОРОТ — при включенном режиме (v) числа около оси абсцисс печатаются повернутыми на 90 градусов. Это полезно в случае длинных чисел.

ИНВЕРТИРОВАТЬ ОСИ — инвертирование осей координат. При включенном режиме ИНВЕРСИЯ эта функция позволяет посмотреть участки графика, скрытые под осями координат.

РАСТЯНУТЬ — растягивание участка графика. При помощи появившегося прямоугольника укажите интересующий Вас участок. Перемещение прямоугольника — O,P,Q,A. Изменение размеров — CapsShift + O,P,Q,A. При нажатии ENTER масштаб и положение осей автоматически изменятся. Теперь можете построить график при новых их значениях.

Const

Определение констант.

Пять первых констант являются константами общего назначения. Их можно использовать в калькуляторе, при задании функции и других констант.

Выбрав одну из этих констант, в появившемся окне введите новое имя константы и ее значение, разделенные символом "=". Имя константы — одна латинская буква, кроме x,y,t. Не рекомендуется задавать несколько констант с одинаковыми именами.

Две последние константы определяют начальное значение и приращение переменной t. Чтобы их изменить, в появившемся окне введите новое значение.

Настройка цветов

Настройка цветов осуществляется программой unicolor.com:


Автор программы: Михаил Уланов. Санкт-Петербург. Россия. 1996. mulanov@gmail·com

Hosted by uCoz